Для ТЕБЯ - христианская газета

Плач о потерянном рае
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Плач о потерянном рае


В романе Достоевского «Идиот» есть такая сцена. Главный персонаж, князь Мышкин, однажды «в ясный, солнечный день зашел в горы». «Он долго ходил с одною мучительною, но никак не воплощавшеюся мыслию. Пред ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца края нет. Он долго смотрел и терзался. Ему вспомнилось теперь, как простирал он руки свои в эту светлую,
бесконечную синеву и плакал. Мучило его то, что всему этому он совсем чужой. Что же это за пир, что ж это за всегдашний великий праздник, которому нет конца и к которому тянет его давно, всегда, с самого детства, и к которому он никак не может пристать.
Каждое утро восходит такое же светлое солнце; каждое утро на водопаде радуга, каждый вечер снеговая, самая высокая гора, там вдали, на краю неба, горит пурпуровым пламенем; каждая "маленькая мушка, которая жужжит около него в горячем солнечном луче, во всем этом хоре участница: место знает свое, любит его и счастлива"; каждая-то
травка растет и счастлива! И у всего свой путь, и всё знает свой путь, с песнью отходит и с песнью приходит: один он ничего не знает, ничего не понимает, ни людей, ни звуков, всему чужой и выкидыш».
Герой Достоевского смутно чувствует, что где-то совсем рядом с ним есть какое-то иное бытие, о котором возвещает вся природа, иная реальность, более полноценная и гармоничная, чем его жизнь. Там «каждая мушка знает свое место любит его и счастлива каждая-то травка растет и счастлива». И тогда он задается вопросом: « Что же это за пир, за всегдашний праздник жизни», к которому у человека нет доступа, к которому он не может пристать и с которым он не может слиться?
Да и все мы, наверное, когда-то ощущали, что жизнь наша не такова, какою должна быть, что мы созданы для другой, более прекрасной и счастливой жизни. Печально известная поговорка: «Хорошо там, где нас нет» - яркое тому подтверждение. Мы тоскуем и томимся по какой-то другой, более радостной жизни. В нас живет ощущение, что где-то есть более светлая, более совершенная реальность. Но откуда в человеке это смутное прозрение, что где-то есть лучшая жизнь, есть та птица счастья, которую так трудно поймать и так легко выпустить из рук?
У Лермонтова есть поразительное стихотворение:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Это стихотворение удивительным образом перекликается с переживаниями князя Мышкина. Душа чувствует, что мир, в котором она оказалась, глубоко чужд ей. «Скучные песни земли» не могут заменить ей «звуков небес». Какая-то неземная мелодия звучит в глубине души сокровеннейшим ее обертоном. И по сравнению с ней, по сравнению с каким-то смутными воспоминаниями о былом блаженстве, все вокруг тускнеет и омрачается. Этот мир кажется не чем иным, как только миром «печали и слез».
И вновь встает вопрос, что же это за былое блаженство, по которому томиться человек? Что же это за «всегдашний праздник» и «радостный пир», который человек ощущает рядом с собой, но к которому он бессилен пристать и присоединиться? Что же это за более полноценное, более совершенное и осмысленное бытие, более прекрасная жизнь, смутная память о которой не дает человеку успокоится, и которая побуждает человека с печалью и томлением смотреть на наш мир?
Только Библия, непогрешимое слово Божие, может дать нам достоверный ответ. Она повествует о том, что когда-то мир был совершенным, когда-то он был вышедшим из рук великого Творца, который Сам в Себе есть величайшее БЛАГО. «Вот, весьма хорошо» - так оценил мир самый взыскательный критик. Тот мир, подобно гигантскому зеркалу, отражал святость, чистоту и совершенство своего Создателя. Человек, венец творения, созданный по образу и подобию Божьему, так же лучился неизреченным, внутренним светом богоподобия. Не было ни болезней, ни скорбей, ни мук, ничего печального и удручающего взор. У человека была гармония внутри, т.е. не было разлада в собственной душе; гармония с окружающим его миром и, что самое главное и драгоценное, - с Творцом. Это было то удивительное время, когда Сам Господь Бог гулял по прекрасному Эдемскому саду «в прохладе дня» и беседовал с человеком и не было ничего выше и прекраснее этой дружбы между Создателем и творением. Первый человек, Адам, занимал в картине мироздания то место, которое отвел ему Сам Господь, и был безмерно счастлив. Господь поручил ему «владычествовать над землей» и над всем творением, Сам, однако, не переставая окружать человека отцовской опекой. Он позаботился и том, чтобы люди общались не только с Ним, но имели радость общения друг с другом – привел Адаму жену. Человеку была дана возможность насладиться проявлением творческих способностей: дать имена всем животным и птицам. Но самым главным было его близкое общение с Творцом, непосредственное и глубокое ощущение Его любви, силы и разума. Сейчас невозможно и представить и описать это потрясающее ощущение безмерного счастья рядом с благим и милосердным Богом. Сейчас, если бы намаявшийся, намучившийся в жизни человек хоть на секунду испытал то, что испытывал тогда Адам, ощутил бы в себе всю полноту счастья в единении с Богом, в том, что его сердце постоянно омывают теплые, благостные лучи великого, мощного Светила любви и добра, то разрыдался бы на месте.
Христианская писательница Юлия Блюм в своей книге «Что ты плачешь? Кого ищешь?» пишет: «Залитый Божественным светом, стоит перед нами еще не изведавший запретного плода Адам; залитый светом и обращенный к Тому, Кто и есть Сам этот свет, - ибо только это и естественно в самом глубоком смысле этого слова, для неискаженной человеческой природы, так же естественно, как естественно подсолнечнику поворачиваться вслед за солнцем; не павший еще человек отчетливо знает, какое немыслимое (и единственно для него нормальное) счастье – быть в этом свете, в этих горячих лучах Божьей любви и дружбы, он знает, что для этого света только он и сотворен, что только в Нем, вообще, и возможна, и осмысленна его человеческая экзистенция… Как же передать неверующим этот достовернейший опыт верующего? Я могу допустить, что есть люди, ни разу не пережившие присутствие Бога в своей жизни (точнее, ни разу не распознавшие это присутствие); но я убеждена, что каждый человек испытывал мгновения, ценность которых и теперь, по прошествии многих лет, несопоставима для него со всем остальным, пережитым им; мгновения, выпадающие из общего потока времени и входящие в сам состав личности, в то, что, собственно, ее и образует; мгновения, в которых сам человек распознает что-то более важное и истинное о себе, чем то, что он привык знать (связано это, как правило, с любовью к другому существу, и это вполне понятно, ведь после любви к Богу это – главное, для чего мы сотворены, и в жизни людей, не знающих Бога, любовь к другому и к другим – решающий прорыв в вечность, главное свидетельство и напоминание о нездешней, не вмещающейся в этом мир природе нашей души).
Так вот, я могу сказать, что истина о каждом из нас – именно в этих мгновениях, что, пока мы не с Богом, истину эту о себе мы познаем лишь косвенно, в таких вот мгновенных вспышках-озарениях, но полностью раскрываемся мы лишь в Нем. Первый же человек, живший в Боге, не нуждался в этих намеках – ибо вся его жизнь была одним непрерывным моментом истины, истины о Боге и истины о себе. Существование его совпадало с его сущностью, с Божьим замыслом о нем, и в лучах щедро даруемого ему света сам он был абсолютно и всецело просветлен».
Потом человек восстал против Творца, сам захотел быть Богом и «сплошной мрак немедленно окружил того, кто еще минуту назад купался в лучах Божественного сияния. Нет сомнения, что Адам мгновенно осознал, что он совершил, - невозможно не заметить, что свет сменился абсолютною тьмою! – но было уже поздно: выбор был сделан, человек сказал «нет» Богу, катастрофа космических масштабов сотрясла мироздание, и тварь, рыдая и стеная, покорилась суете и плену тления. И потянулась земная история падшего мира – века и тысячелетия греха, страдания, скорби и смерти…»
Итак, созданный для того, чтобы быть в свете, человек лишился Божественного света и оказался во тьме. Но в мировой памяти, где-то в самых тайниках человеческого сердца осталось смутное воспоминание о том блаженном и радостном существовании, о том совершенном, приветливом, невраждебном ему мире, о былой дружбе с великим, непостижимым Существом, Богом. Так прощальным, потухающим аккордом дрожит струна, когда небесная мелодия уже сыграна и отзвучала. По этой-то реальности и томится человек с давних пор, к этой радостной, полноценной, но потерянной жизни и хочет он пристать, но разделенный с Богом грехом, трагически ощущает, что он чужд «этому празднику жизни», что он вне более совершенного и гармоничного, реально существующего где-то бытия.




«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откровение 21:4-5)

Об авторе все произведения автора >>>

Денис, Матусович
Член церкви ЕХБ, закончил Кемеровский Гос. Университет. Нес служение переводчика в христианских учебных заведениях. В данное время работаю репетитором английского. В церкви несу служение проповедника, ведущего молитвенную группу и группу разбора Библии
e-mail автора: deniskem@nm.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 9902 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Елена 2003-01-01 23:14:01
Денис прочитала твою статью - очень близко чувствует душа то о чём там пишется, а значит так оно и есть.Томиться душа человека и надеется и ждёт... полноценной жизни в лучах светлой Божьей любви.
 
Андрей Ц. 2004-05-24 11:21:06
По моему, не стоит искать всех ответов в церкви. Есть окружающий мир, с гормонией которого стремиться слиться человек - дитя хаоса... А статья, в целом,занимательная.
 
Юлия 2007-07-30 12:02:13
Поиски способов единения с миром... Восхищение при созерцании красоты вокруг нас... И неизведанная жажда по чему-то настоящему... Это Его голос из глубины нашего сердца. Зов к возлюбленному творению с единственным желанием - иметь общение. Рассказать нам тайны нашего существования и смысл пребывания на земле. Мы так нуждаемся в этом. Нуждаемся в том, чтобы окунуться в любовь без условий и причин, в жизнь, которая наполнена глубоким смыслом и радостью...
Мне очень понравилась статья, спасибо, братишка.
 
Юлия 2013-01-31 14:24:01
Андрею Ц. Извините, что пишу,не подумайте что хочу вас переубедить. Но именно произведения Достоевского показывают, что попытки искать Мира и Любви вне Церкви (Бога) -есть плутание души во тьме, сломанные души,исковерканная нравственность. Церковь -это не здание, Церковь в этом смысле вся жизнь христианская. К вере надо подходить с анализом, и только Правая вера может все ваши недоразумения разрешить
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Как страшно стать пред Богом... - Денис Шамров

Вера и характер народа - Владимир Кабаков

Надейся на Господа - Леонид Олюнин

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
У края отчаяния - Александр Грайцер

Поэзия :
Кто Иоанн - Дина Маяцкая

Поэзия :
Гамла - женя блох
Название города произошло от ивритского слова"гамаль"-верблюд.Очертание горы на которой был построен город,напоминает верблюжий горб.Первые упоминания об этом городе относятся к бронзовому веку.Это была небольшая крепость.Но во втором веке до Р.Х.она была разрушена.В 60г.историк Иосиф Флавий был одним из тех,ктоукреплял городскую стену.В это время там живут мирные жители сбежавшие от римского ига.Первым пытался покорить крепость римский наместник царь Агриппа Второй.Семь месяцев длилась осада.Но Агриппа вынужден был отступить.Через время к городу приступили три легиона,которые в течении трех месяцев осаждали город.И город пал.Теснимые на самую высокую точку горы,потеряв надежду на спасение,жители-в том числе дети и женщины,старики-бросались вниз в Глубочайшее ущелье.И в небо улетало эхом:"Шма,Исраель".Слушай Израиль.Бог определил границы Израиля,но почему сегодня так многим хочется на этих исторических местах провести границы 1967 года? А мне хочется,чтобы Израиль понял смысл той последней молитвы Гамлы"Слушай Израиль,Бог Един".

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100