Для ТЕБЯ - христианская газета

Книга Бытие - сотворение человека
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Книга Бытие - сотворение человека




Самое первое – то, что выходит на передний план в содержании библейского повествования – это летописный и исторический принцип. Однако, Библия не претендует на строгую научную точность исторического документа, а её цель – показать, что данные события имели место в реальной жизни, как факты и свидетельства. Это факты и свидетельства, отражающие главную суть Библии - как Божественного Откровения и «духовной истории», общение и отношения Бога и человека. Так, описывая последовательность в творении в 1ой главе и к «седьмому дню» пророчествуя о полноте и завершенности всех этапов, книга Бытие продолжается в исторических событиях. А 2ая глава кратко напоминает, как были «совершенны небо и земля и всё воинство их» и раскрывается в подробностях по духовно-назидательным приоритетам, где центром внимания становится человек - история развития человека и его отношения с Творцом.
Так как, божественное откровение и духовная жизнь превосходят обыденное «земное сознание», войти в Откровение способствуют соответствующие образы, прообразы, символика, разные эпические формы, тем самым обостряя восприятие и создавая почву для пробуждения духовного сознания. Для формирования необходимого «настроя» - состояния духа и ума, через что появляется вероятность принять откровение в божественном Святом Духе, толковать контексты св. Писания необходимо учитывая культуру той эпохи и главное – проникнув в психологию духа повествования. Так, например, мысль, проходящая красной нитью 1ой и 2ой глав Бытие: всё то, что творит Господь Бог – «весьма хорошо» и «небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь». А, например, что бы разобраться в символике с «древом познания добра и зла, древом жизни» или с сутью «грехопадения», в первую очередь, нельзя входить в противоречие с объективным знанием о человеке и психологическими законами, действующими в человеке. Так, на этот счёт, меня всегда не оставлял вопрос: если Адам был совершенен и имел ведение (как о нём обычно толкуется) то откуда у него взялось соизволение на греховный выбор? Иисус же, в подобном случае, сказал: «вот идёт князь мира сего и во Мне не имеет ничего». Все эти вопросы требуют чёткого видения, ясного знания человека и духовной жизни - всё это мы подробно и здраво рассмотрим.
Бывает, откровение какого-либо места св. Писания приходит без исследования - просто через веру, в общении с Богом. Такие откровения, как правило – уже откровения динамики и высот Святого Духа, делающие «книжника наученным Царству Небесному» (Мф.13:52) открывая тайны и глубины духовной жизни. Для этого не столько важна духовная зрелость, сколько необходимо посвящение Откровению Христа и познание Отца и Сына и Святого Духа.
Более редкий дар духовного познания – это откровение запечатанных пророчеств, которые даются Святым Духом непосредственно и лаконично. Как правило, этот уровень предполагает сочетание духовной зрелости и призвания на служение (но бывают и исключения).

Итак, Священное Писание можно постигать: как жизненную мудрость, как мудрость духовную с познанием Бога и как пророческое служение. В данном порядке мы и рассмотрим ниже толкование 1 - 3 глав книги Бытие.


Глава 1

«Вначале сотворил Бог небо и землю»
Два первых качества физического мира, возникающие перед взором человеческого разума – это пространство и материя. И уже здесь человек сталкивается с непостижимым, с тайной жизни и бытия. Ещё можно себе как-то вообразить (с натяжкой) образование материи через более тонкие субстанции и энергии. Но понять и вместить образование пространства (или просто существование пространства и бесконечности) человеческому уму не дано.
Духовное же откровение обретается через разум сердца и через чувство восторга. Апостол Павел пишет об откровении Творца, что «в наблюдении через творения – Его божество и невидимая сила».
Однако, духовное откровение – «глубина и широта», и оно нередко бывает источником научной интуиции. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою». Здесь очевидно, что речь идёт о начальной стадии творения, требующей дальнейших процессов преобразования. Поэтому далее Бог скажет: «да будет свет». Стих 6ой во 2ой главе говорит, что пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли. Это было по главе 1ой между 10 и 11-ом стихами. Поэтому из контекста выходит, что вода, которую в стихе 7 (1 гл) Бог отделил и она была «над твердью» - была не дождевыми облаками, а более тонкой субстанцией, по сравнению с которою небо было «твердью» (как его назвал Бог). Несомненно, что автор книги Бытие (считаю, что им был Моисей) очень глубоко проник в созерцание. Как будет видно и далее в описании последовательности творения, где с научной проницательностью говорится о происхождении жизни в воде и потом о жизни на земле. Но и понимание развития от низших форм жизни для существования высших, тоже требует разума. А вот в том, что бы из этих данных вывести подобно Дарвину умозрительную и несостоятельную теорию, не имеющую доказательств – такого здесь нет. Автор Бытие превзошёл и предвосхитил результаты исследователей, и написал, что всё создавалось «по роду их». Сегодня, на основе генетического исследования также подтверждаются слова книги Бытие в том, что современное человечество произошло от африканской прапопуляции численностью 2 тыс. человек.
Но опять же, откровение – это не научное исследование.
А как говорится здесь о явлении света в творении: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (!)». Могущество и творчество Бога во всех смыслах «ярко» отражается в создании света. Свет особен, и конструктивно - и очень важен для развития жизни. Свет передаёт красоту форм, полноту премудрости Божией и вызывает эстетическое чувство. Свет организует восприятие и организует дневную жизнь. Поэтому «сладок свет – говорит Соломон – и приятно для глаз видеть солнце», поэтому далее в Бытие говорится: «И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью». Эти образы «дня» и «ночи» Библия широко применяет в духовном откровении. По полноте света «день» становится прообразом совершенства жизни, а в Новом Иерусалиме, написано в Откровении, что ночи вообще не будет. Всё несовершенное и негативное трактуется в библейском откровении, как дела «тьмы» и «ночи». Но как часть творения ночь имеет некоторый свет, свой смысл и свою поэзию – «день дню передаёт речь и ночь ночи открывает знания».
«И был вечер и было утро: день один»
Здесь, в констатации о смене дня и ночи и далее, где фиксируется «день второй… день третий», автор намеренно передаёт понятие о циклах, что свидетельствует о творении, как о разумно спланированном процессе.
А так, как на смену ночи приходит день, так на смену «ночи сего мира» с «делами тьмы» придёт совершенство нового творении

Глава 2

«Разуметь притчу и замысловатую речь»

Во 2ой главе первые 4е стиха – повторение 1ой главы. Стих 5 главы 2 указывает на стих11 главы 1 и отсюда разворачивает частности. Кратко здесь говорится о том, что до появления всякого полевого кустарника и всякой полевой травы Господь Бог не посылал дождя на землю и что не было человека для возделывания земли (6 стих) – «но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли». То есть - пошёл дождь. И стих 7 (гл 2) Библия переходит на описание частностей, связанных с сотворением, бытием и наставлением человека.
Продолжая исследование кн. Бытие стоит обратить внимание на то, что основными образами и материалом, используемом автором, остаются обычная земная природа, обыкновенный человек, обычные процессы произрастания растений, процессы происхождения и размножения животных, необходимая природа питания и другое. Потому, что само бытие – это Свет Божий. И книга Бытие сама является духовным истолкованием бытия – это духовное откровение, повествующее о Творце. Всё в бытие свидетельствует о Творце: и небо, и земля, и солнце, и звёзды, и растения, и животные, и жена, созданная для мужа, и уста младенцев воздают хвалу Господу Богу. Но не всё в жизни человека так чудесно и благостно. Жизнь человеческая знает и боль, и скорбь, и зло, и смерть. Как же на это смотрит духовная мудрость? Какой ответ даёт нам божественное откровение книги Бытие?
Начинается 2ая глава с описания Божьих благословений. Бог поселяет человека в рай. В общем, жизнь в раю описывается как самая красивая и благая жизнь на земле, которую может себе представить человеческое воображение. Кроме того, жизнь в раю – это жизнь с Богом. Но в раю мы находим два необычных дерева: «дерево жизни» и « дерево познания добра и зла». По контексту плод «дерева жизни» позволяет обрести вечную жизнь, а «дерево познания добра и зла» - дерево смерти. Чем же познание добра и зла связано со смертью? Вот здесь и необходимо понять психологию и философию автора, чтобы «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Дело в том, что жизнь, в которой имеет место зло – жизнь несовершенная и вечной она быть не может. Но как можно допустить, что бы существо «вкусившее зло» пребывало вовек и препятствовало своим несовершенством совершенному замыслу Творца?! Вместе с тем древний автор причисляет все скорби человеческие и проклятия из 3ей главы Бытие к этой же несовершенной и смертной жизни (и снова – жизни, в которой зло). Вместе с тем, данный уровень жизни, написано, включает в себя «познание добра». Здесь констатируется о знании человеком нравственного закона. И кроме того, « древо познания» символизирует самосознание человека и знание о своей смертности. И более, на этом уровне жизни, через познание добра и зла, человек способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (по качеству – жизнь полноты и совершенства). Дело в том, что вся мифология политеизма уже отражает ощущение сопричастности человека к божественному миру. И то же самое сознание открывает единого Бога в монотеизме. Ап. Павел, однажды проходя и рассматривая святыни древних греков, нашёл жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».
Когда змей говорил Адаму и Еве, что «вы будете как боги» и после у них на самом деле открылись глаза и они увидели, что наги, то действительно их можно уже считать богами с маленькой буквы потому, что на самом деле стали «знающими добро и зло». Об этом же говорит Господь Бог: «вот Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло». Данная мысль древнего автора здесь совпадает с философией экзистенциализма: человек должен быть ответственен за свою свободу. Человек разумный уже «богоподобен», он « должен оставить мать и отца» что бы быть самостоятельным. Взгляд древнего автора на Бога – это заботливый отец, с которым в «отчем доме» - в раю нет никаких проблем и нет «особых головных болей» («были наги и не стыдились»). Но «дети» захотели стать взрослыми… тогда «будьте добры – будьте готовы отвечать за все вытекающие последствия». Поэтому, не смотря на столь строгий приговор, Господь продолжает оказывать помощь, например, «одевая первых людей в кожаные одежды». Но от древа жизни пришлось Адама всё же отлучить поскольку тот искусился самонадеянностью, сам преступил заповедь Отца (отошёл от Бога) и допустил зло.
Так что, книга Бытие совсем не показывает, что Бог якобы «скрывал знание» от человека или сам спровоцировал зло или там дело в том «вкусил - не вкусил». Смысл в том, что 1е - человек на данный момент ещё далёк до совершенства. 2е – он находится в развитии (в Быт.8:21 Господь говорит, что не будет больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его). 3е – имея разум, человек всё же подобно Господу способен различать добро и зло, способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (жизнь полноты и совершенства). 4е – жизнь по плоти есть смерть («ибо прах ты – в прах и возвратишься»), поэтому человеку необходимо со всею серьёзностью увидеть своё «смертное» положение дел, и увидеть тот шанс на божественную жизнь в свете откровения «райского сада». И как говорил Апостол Павел: «всех Он произвёл от одной крови, распространил по лицу земли, поставил определённые пределы… чтобы все искали Бога!
Очень ясно толкует Апостол Павел «об Адаме первом и втором» в 1е Кор.15:43-53.

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
8. И насадил Господь Бог в рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.
9. И произрастил Господь Бог всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни по среди рая, и дерево познания добра и зла.
10. Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделилась на четыре реки.
11. Имя одной Фесон: она обтекает всю землю Хавила; ту, где золото.
12. И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Ефрат.
15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
17. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь.
18. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось подобного ему.

Создав земного человека, Господь «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою». Весьма удивляет мудрость и художественность книги Бытие. Поскольку человек дышит через нос, то и «вдунул Господь дыхание в лице его» - вот так просто и образно! Но это не всё – образы в «Бытие» подобраны ёмко и многогранно. Также, лицо человеческое символизирует уже высший уровень жизни: разумный и в свете самосознания. Человек не просто умное существо – ощущение внутренней экзистенции, аутентичность, совесть, открытость миру, поиск высшего смысла, возводит человека в высшее бытие. Когда Иисус по воскресении Своём явился ученикам, дунул и сказал: примите Духа Святого, тем самым Он вдохнул уже Божественную жизнь.
Высший смысл человеческой жизни, раскрывается в божественном промысле, в отношениях Бога и человека, в принципе синергии. Господь, сотворив рай и райский сад, поручает человеку возделывать и хранить его. Само описание райского места (география древних восточных цивилизаций в авторстве Моисея) настолько изобилует жизнью, красотою и богатством… - чтобы был явлен образ совершенства. А призыв «возделывать сад» (2:15) и «не вкушать от древа добра и зла» (2:16) – это призыв соответствовать этой совершенной жизни. И далее в Быт.2:18 упоминается ещё об одной необходимости и благе для человека - о создании для него помощника, подобного ему. Но здесь же, сразу в 2:19 автор оговаривает и напоминает, что все животные и птицы, которых Господь образовал и привёл к человеку, служили человеку и получали от человека имена по видовым признакам и индивидуально. Во всём этом возвеличил Господь человека, но такое бытие не достаточно совершенна, как жизнь человека с « себе подобным помощником».
21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
Потому что мужчина является более сильным полом и лидером, и автором Бытие является тоже мужчина, поэтому пишется, что жена от мужа.
В древности люди уже имели представление о связи анестезии с крепким сном. Поэтому в сотворении жены от мужа применяется этот образ.
Господь, проявляя свои сверхъестественные способности, проводит операцию, чудотворным образом создаёт жену по эталону ребра взятого у мужа, и не оставляя раны, искусно закрывает то место плотью. Невозможно описать и понять «науку творения» Господа Бога. Но наблюдая Его произведения, можно не сомневаться, что Ева могла быть сотворена так, как написано в Бытие. Во всяком случае, сам этот образ достаточен и лучший для откровения.
23. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.
Адам оценил этот шедевр творения – женщину.
24. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
Это благословение даёт Господь в раю (вместе с той анатомией и физиологией, в которых были сотворены муж и жена). Естественно, тут речь идёт об обычном супружеском браке. И об обычном отце и матери. На это место в Св.Писании, давая заповедь о браке, ссылался Господь Иисус: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
25. И были оба наги Адам и жена его и не стыдились»
На этом заканчивается описание той райской совершенной жизни и описание тех людей, которые, ещё не познав зла и не начав жить по плоти, были благословлены жить в раю. Ибо рай это не только «райские места» но и состояние души.

Духовный взгляд

Если смотреть на «древо жизни» и «древо познания» с позиции духовного откровения, то «древо жизни» - это Бог и Благодать Святого Духа, а «древо познания» - это сатанинское самообожествление; мудрость душевная, земная, бесовская (Иак.3:15).
«Древо жизни» обретается через возрождение свыше. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ион.3:8).
Небесный человек – это сфера духовного чувства и соответствующий путь жизни. Апостол Павел, зная изнутри духовную жизнь, однозначно говорил о из земли перстном человеке – первом Адаме, и о небесном, где эталон чистоты и полноты – Христос.
Но вполне для сравнения с ангелом подходит Иоанн Креститель («не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» - Лук.1:15).
Иметь жену и детей весьма благословенно, но если говорить о духовном чувстве, то здесь иной нрав и предпочтения («к святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним всё желание моё» - Пс.15:3).
Иисус в Евангелии говорит о скопцах - о тех, кто от рождения оскоплен для Бога и о тех, которые себя сделали таковыми для Царства Небесного; в Откровении высоко ставится духовность девственников - потому, что в ревности Божьей и горении Духа умирает похоть плоти, которая обычно препятствует жизни по духу.
Адам был сотворён по расположению духа добрым, с потенциальной возможностью жить по Слову Божию. Но не имея полноты Божественной жизни и не в силах духовно противостоять «приятному на вид и хорошему для пищи», он опускается на душевное и плотское сознание с познанием зла. «Плоть немощна – дух бодр».
Если бы Адам знал добро и зло в божественном ведении, то он был бы подобен Христу. Лишь Сын Божий знал Отца и имел тот страх Господень, который «чист и пребывает во век» - то целомудренное знание, предостерегающее от зла, исходящее из Святого Духа в недре Отчем. И это не теоретическое знание - это жизнь в бодрости Духа. В отличие от Бога, вкусив от древа познания, «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» через негативный опыт. Но здесь ещё пророчествуется, что «Один из Нас» - Господь Иисус во спасение человечества разделил и взял на Себя страдание – плод Адамова выбора, что бы даровать верующим благодать Святого Духа.

Во Христе путь к древу жизни.

В наше время от Рождества Христова миру явлена Благая Весть. Явлено то, о чём говорил Бог в Бытие 3:15. Христос так и сказал Пилату, что Он на то родился, чтобы свидетельствовать о истине. Пророчество исполнилось, явлен Сын Божий. Слепые прозревали, мёртвые воскресали и нищие благовествовали. Но кроме всего Праведник взял на Себя участь проклятого законом разбойника и понёс за него это страдание. Христа распяли, но Христос воскрес! То есть, среди всего человечества однажды жил человек невероятной судьбы. Показав безупречную святость и праведность, божественную силу и добродетель, божественное знание и ведение, Он указал путь всему человечеству. Обычный же человек пред Богом как глина, которая не может сказать Горшечнику: «Зачем ты меня так сделал?». Мы – творение, а не Бог. Мы не можем совершенно знать добро и зло, но у нас во Христе Иисусе есть Благая Весть. Нам дан путь жизни, который обретается в Слове Божьем и в божественном откровении Святого Духа.
Если будем благодарить Бога, пользуясь всем тем, что Он сотворил для нас, и искать пути и воли Его, то наша судьба пойдёт к вечной жизни, а если ограничимся душевной жизнью и похотью плоти, то будем погружаться в грех, ведущий к смерти. Но поскольку Адам отстранён от «древа жизни» - благодати Святого Духа, то через веру в Иисуса Христа, Его именем и славою, имеем доступ к благодати святого Духа, преображение и жизнь вечную.

Запечатанные пророчества «Бытие»

У животных, которых Господь Бог привел к человеку, уровень жизни и сознания ниже, но человек их понимает и заботится о них. Тем более, совершенный Бог нуждается лишь в выборе и открытости человека. Если душа выбрала и открылась, далее о преобразовании будет заботиться сам Бог. Он станет рекою жизни. В “Бытие 2:10” запечатлен образ этой реки.
Имя первого потока Фисон означает “текущая свободно”. Земля Хавила означает “землю, предназначенную для роста”. Так же этот поток обтекает землю где: золото, бдолах и камень оникс. Это животворящий Христос или образ Триединого Бога.
Второй поток Гихон означает “бурление вод”, а земля Куш – черное лицо. Когда поток благодати дается грешному человеку, душа во грехе сопротивляется и заставляет "реку" бурлить. Это образ духовного возрождения и преобразования.
Третий поток Божественной реки Хиддекель означает “быстрая”, а земля Ассирия – “равнина”. Это тоже образ преобразования.
Четвертый поток Фрат (Евфрат) означает “сладкий, делающий плодородным”. Соответственно, земля четвертого потока становится сладкой и плодородной. Такой человек может выражать уже действительно образ божественный, и созидать – через поток живой реки.
То, что давал Господь человеку (Бытие, глава 2) и, в частности, понимание что “не хорошо быть человеку одному”, нас подводит к пониманию созидающего чувства Творца (не хорошо быть Богу одному). Потому и сказал Бог: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…”

Человек ограничен в своем совершенстве и своей воле. Чтобы преобразовать человека, чтобы искупить его от закона и дать снова выбор, исцелить, Бог как Творец может (и имеет право) воплотиться человеком и пройти Своим идеальным путем.
Совершенным человеком может быть лишь сам Бог. Поэтому в книге “Бытие” в создании человека и его жены, Святой Дух запечатал откровение о Христе и Церкви (Ефес 5:31,32).
“Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое” (от Иоана 17:6).
Крепкий сон, наведенный на человека, является прообразом смерти Господа Иисуса. Ребро – прообраз Духа. Если человека лишить какой-либо другой кости – это скажется на полноценности, а от ребра – нет. И все же – это кость. Так и Господь богат Духом и, раздавая, не терпит урон.

Адам и Ева пытались закрыть наготу свою смоковными листьями, но в дальнейшем Господь одел их в кожаные одежды – прообраз Божьего Искупления.

Быт.3:22 «Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Божественный Образ, к Которому пророчески Бог определил Адама – Господь Иисус, взявший на Себя крестный путь человеческого страдания.


«Кожаные ризы» в которые Бог одел Адама и Еву (как толкуют святые отцы - это немощная наша плоть) действительно имеет место в духовном откровении, так как на самом деле: человек, зная, что он «наг» морально и физически, освобождается от гордыни и осознаёт свою зависимость от Бога, – от Творца. Это напрямую соответствует божественному провидению. Так же, по св. Писанию, если Адам прожил 930 лет, то уже есть основание говорить о изменениях в теле и организме человека до греха и после. Позже, узнаём из Св.Писания, что Бог сократил жизнь человека до 120-ти лет. Но говорить, что до грехопадения Адам был в "светлом" теле, переносить божественный замысел настоящего времени в прошлое, в котором чётко описывает 1ая, 2ая и 3я глава знакомую нам природу людей, флору и фауну, это не объективно. Ап. Павел даёт ясное представление в 1Кор 15:43-53 о различных телах, и о теле и духовном состоянии Адама. Так о телах сказано, что «сеется в тлении - восстаёт в нетлении». Павел указывает на «прежде тело душевное», прямо толкуя сотворение первого человека по кн. « Бытие», указывая на «из земли перстного» человека, имеющего бытие в плоти и крови. Так и св.Фиофилакт Болгарский толкует, прямо указывая, о каком человеке говорит Ап.Павел в Быт.2:7. Век этого бытие должен прейти и всё должно измениться. Называя тело Адама «душевным», Ап. Павел не имеет ввиду, что от начала Адам не был жив по духу. Адам был создан, где дух был над душою и телом. Но Адам не смог использовать эту возможность быть всегда в согласии с божественной жизнью, что бы иметь преображение в Духе Святом. Древо познания добра и зла было «приятным на вид и хорошим для пищи» - это ли не воздействие на первого человека через душу и плоть. Ап. Павел и называет «душевным» телом то, на которое можно воздействовать через похоть очей и похоть плоти. Так что, версия о том, что у Адама не было потребности в питании или о том, что Господь предусматривал первому человеку «размножение как у ангелов» в веке этом, или же, что не было необходимости познавать добро и зло, чтобы иметь «прививку и иммунитет» от падения или чтобы явить славу человека без славы Божьей – всё это не согласуется не с св. Писанием, не с духовным откровением. Я думаю, что в этом веке Господь использовал «приятное с полезным»: была необходимость сотворить человечество, и в Церкви как через «жену» возродить богочеловечество. Поэтому, благословляя людей к размножению, Бог нам дал такие дивные прообразы: «муж и жена» как союз Бога и Церкви, прообраз человечества в пророчество о разнообразии духовного призвания в новом творении. Также, и Сам Бог в процессе познания добра и зла явился как Спаситель и как «муж» от Духа, Которого, как из «ребра» Адама образовался образ и духовная сущность Церкви.

Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Пушкарский, Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)

 
Прочитано 4909 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
ученик 2010-02-20 20:13:48
Вроде бы умно, очень длинно, и как бы научно правдиво, но... о чём это?
 Комментарий автора:
Я согласен, что можно было написать по совершеннее, более развёрнуто, более аргументировано, со сравнениями и примерами, а также, более доступно. Но не всякую мысль, даже доступную, можно гарантированно донести, если по предубеждению или другим причинам нет желания понять. «При неспособности слушать и истолковать трудно» (Евр.5:11). И если находишься в духе, духовно осязаешь, как не принимаются слова и речь ломается. Но если есть искреннее желание познать больше, то привычка понимать других даст свои плоды. Поймёте Вы или нет, но скажу, что опыт самопознания и понимания других хорошо способствует дару различения духов. Так и искренняя любовь к ближнему даёт дар исцеления и заступнической молитвы.
Как я понял, Вас смущает то, что, по моим словам, не было как таковых физически явленных древа жизни и древа познания. Кроме того, не было, как будто, самого рая, «светлого тела» Адама и буквального запрета «не вкушать» и «испытания самой заповедью».
Откровение находится вне времени - в Вечности, и его истина абсолютна. Но как развиваются события на фактическом плане - это уже промыслительное действие Творца в Его абсолютном ведении. Также, мы не можем знать всю технологию творения Бога. Да и нет необходимости знать всё, когда есть Бог, Который всё знает и всё может. Наша задача – быть в Нём, в общении Его Духа Святого. Однако, будучи в откровении Святого Духа мы воистину познаём насколько бывают мелки и ограниченны наши «душевные» мысли и рассуждения. Познаём, также, что духовное откровение нельзя втиснуть в материальный образ и физическую картину мира.
Пророк, опираясь на объективную реальность, осмысливает её в свете божественного откровения, которое дается свыше (с чего и имеем Св. Писание). Но не отнимается возможность восходить к откровению через познание мира и себя, «через творение видимое». Кстати, главная мысль 1ой и 2ой главы Бытие – это в том, что создал Господь всё «весьма хорошо» и т.д. и в этом человеческому разуму должна предстать слава Творца, духу – откровение о Боге. Этим как будто сейчас никого не удивишь, но если представить или прочувствовать какова жизнь с Ним и без Него, то вспомним, что нет ничего важнее Откровения Веры. У меня в толковании это на главном и первом месте.
А впрочем, я сейчас попробую ответить на Ваш вопрос цитатами из этого же «столь непонятного» Вам текста.
Я писал о том, что:
1.Священное Писание можно постигать: как жизненную мудрость, как мудрость духовную с познанием Бога и как пророческое служение. В данном порядке и рассматривалось толкование 1 - 3 глав книги Бытие.
2. 2ая глава кратко напоминает, как были «совершенны небо и земля и всё воинство их» и раскрывается в подробностях по духовно-назидательным приоритетам, где центром внимания становится человек - история развития человека и его отношения с Творцом – это не всегда замечают.
3. Продолжая исследование кн. Бытие стоит обратить внимание на то, что основными образами и материалом, используемом автором, остаются обычная земная природа, обыкновенный человек, обычные процессы произрастания растений, процессы происхождения и размножения животных, необходимая природа питания и другое. Потому, что само бытие – это Свет Божий. И книга Бытие сама является духовным истолкованием бытия – это духовное откровение, повествующее о Творце. Всё в бытие свидетельствует о Творце: и небо, и земля, и солнце, и звёзды, и растения, и животные, и жена, созданная для мужа, и уста младенцев воздают хвалу Господу Богу. Но не всё в жизни человека так чудесно и благостно. Жизнь человеческая знает и боль, и скорбь, и зло, и смерть. Как же на это смотрит духовная мудрость? Какой ответ даёт нам божественное откровение книги Бытие? – Неужели на это не даётся ответа?
4. Смысл в том, что 1е - человек на данный момент ещё далёк до совершенства. 2е – он находится в развитии (в Быт.8:21 Господь говорит, что не будет больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его). 3е – имея разум, человек всё же подобно Господу способен различать добро и зло, способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (жизнь полноты и совершенства). 4е – жизнь по плоти есть смерть («ибо прах ты – в прах и возвратишься»), поэтому человеку необходимо со всею серьёзностью увидеть своё «смертное» положение дел, и увидеть тот шанс на божественную жизнь в свете откровения «райского сада». И как говорил Апостол Павел: «всех Он произвёл от одной крови, распространил по лицу земли, поставил определённые пределы… чтобы все искали Бога!
Очень ясно толкует Апостол Павел «об Адаме первом и втором» в 1е Кор.15:43-53. – Неужели эти выводы не аргументируются и трудно понимаемы?
5. Далее идёт ясное (психологически и духовно) толкование с 7 по 25 стих 2ой главы.
6. Далее, прежде чем давать какие- либо выводы, для имеющих опыт оговаривается, для не имеющих – поясняется духовная жизнь. Скажите больше и приведите более возвышенные критерии. Кроме всего, здесь приводятся подтверждения Иисуса Христа, Ап. Павла. А выводы того, что древо жизни символизирует Бога, а древо познания – сатану, а также, что это два принципа жизни и познания – по Богу и без Него, знают и православные и протестанты. Я просто это освежил и обновил через дополнительный опыт и откровение духовной жизни.
7. В Р.S. я аргументировано показал почему не согласен с некоторыми традиционными взглядами.
Знаете, если верить – так верить! Если размышлять – так размышлять! Будьте искренни и ничего не бойтесь. Все мы люди, с одной стороны – ни кто, с другой – созданы по образу и подобию Божьему.











Федор Капинос 2010-02-21 08:03:39
А что скажете по поводу - в третий день растения, а в четвёртый солнце и другие светила?
 Комментарий автора:
Не говори Федор - вопрос серьёзный. Помнишь как Смердяков у Достоевского им озадачил Григория и прочих? Но сегодня исследователи, зная культуру и поэзию тех времён и народов, видят в этом не продолжение, а симметрический слог и повторение. Святые отцы чаще толкуют это с позиции сотворения духовного мира: звёзды - Ангелы и т.д. Я сам ничего не могу сказать об этом, но думаю, что первое правильно. Для второго - по любому необходимо личное откровение.

ученик 2010-02-21 19:20:03
Было бы невежливо Вам не ответить, но... это ничего что я не слишком образован? Но, таки-попробую...
Вы видимо были не в духе, и кажется не поняли моего намёка... Поясню: К Макарию Великому, который подвизался в пустыне, пришли эллинские учёные мужи и спросили его: Слава о тебе, как о великом, знающем и прозорливом Святом идёт по всей земле! Но мы так-же знаем что ты неграмотен, и не владеешь письмом. Скажи, откуда в тебе эти великие знания, если ты не мог прочесть ни одной книги?
Макарий им ответил вопросом: Скажите, а что было раньше - речь или письмо?
И добавил: "через творение видимое" "весьма хорошо" предстаёт (у вас: "должна предстать")слава Творца! Я читаю книгу жизни, что вокруг меня.
И учёные мужи отошли в смушении и конфузе.
У меня к Вам вопрос: Вы, видимо кабинетный богослов? Если да, то скажу Вам как православный практик: Слова - ништо. Учат "от сердца к сердцу".
Ну а уж коль пишите, то посмотрите как это делали духовные старцы: Кратко и тезисно... и понятней, и запоминается. С уважением Михаил.
 Комментарий автора:
Михаил, видит Господь, кто в духе, а кто «кабинетный». Постараюсь и я пояснить.
1. Ты советуешь мне быть кратким, ну и вообще, иметь образец на это у духовных старцев. Но на этот вопрос я тебе уже ответил с первых строк своего прошлого сообщения. И намёка там ты мне не делал. Ты прямо написал, что «очень длинно». Но всё, что было «между строк» - это желание объявить о полной бездуховности моего понимания (толкования), поэтому был сделан акцент , что «возможно научно» Хотя, если бы я претендовал на какое-либо совершенство (кроме истины и слов веры), то мне не трудно было бы поработать над этим материалом (да и другими). Но я вообще не учённый и не богослов – интересуюсь иногда, так сказать, на любительском уровне. И как видно, есть вопросы, которые даже оспариваю (аргументируя, конечно). Так какой же из меня «кабинетный» богослов? Наоборот, если ты предлагаешь лишь духовную литературу и цитируешь не своё, то ты – всего лишь книжник «не наученный Царству Небесному» и «не имеющий «новое» - слово в откровении Святого Духа.
2. Почему ты повторился, говоря, что я «не понял намёк» и привёл меня к свидетельству о старцах? - Именно потому, что я тебе написал о истинном значении твоего отзыва. Ведь «намёка» то не было – ты его изобрёл только сейчас, отвечая мне нечто вроде «а вот и не угадал». А я возьми – да и угадал. Ведь это же я тебе написал о учении Святых Отцов, о том, что явилось главной причиной твоей критики. А ты возьми сейчас, да и подтвердил мою правоту; и как бы ещё раз повторился в том, как- будто я не читал старцев. Я вообще через них к Богу пришёл (мой рассказ «Начало мудрости – страх Господень»).
3. Ты мне пишешь о Макарии Великом, его свидетельство о творении и что он читает книгу жизни: что вокруг него….
- Обрати внимание, о чём и какими словами я достаточно писал в своей статье и прошлом письме. Вся 1ая и 2ая глва, я писал и показывал в новых откровениях «старое», что эти главы передают самое главное и первое – это славу Творца для созерцающего разума и откровение нашему духу о Боге. Слово в слово ты сейчас мне предаёшь слова св. Макария Великого, невольно цитируя то, о чём я тебе уже написал. Даже ту мысль, что когда-то не было ещё св. Писания и пророк восходил к откровению через познания творения и жизни, и ту, слава Господу, ты слово в слово повторяешь через великого старца. А ведь, эта простая с виду мысль помогает понять по какому принципу и как было записано откровение о рае на земле и Бытие. А то видите ли свели уже всё к обывательскому уровню: физически явленные древо жизни и познания, материализованные плоды на них… змей, который стал на чреве ползать – ранее бегал на лапках или летал?..
Так что, Михаил, внимательнее надо быть – о том, чему ты пытаешься научить, было очень много мною написано. Ты, явно, не просто не видишь, а не хочешь видеть.
4. Ну и напоследок я тебе напишу, по какой причине ты воспользовался чуждой тебе фразой «быть в духе или не в духе».
- Эта фраза тебе «резала» слух, когда встретилась в мох словах. Вот ты и использовал её не по назначению – для остроумия и всего лишь. Поэтому, Михаил , ты не прав и поступаешь не красиво.

ученик 2010-02-22 13:00:11
Как-то у Вас всё сложно и ранимо: "Объявить о полной бездуховности моего понимания" - да нет, конечно. Было бы так, и разговаривать тут не о чем - скорее наоборот... Речь идёт о простых вещах: Пишут - все. Но кто их читает? Чтобы понимать "ваше" (язык длинён, усложнён и интелектуализирован) - нужет уровень не ниже вашего как минимум, а где взять?
Мы ж здесь не все "профессора"? Но в ваших рассуждениях есть ценность, и хотелось бы... чтоб написанное Вами, имеющее действительно - СОДЕРЖАНИЕ! было бы изложено в более доступной и краткой форме, и тогда оно "пойдёт". Вот собственно и всё... и не надо лишнего придумывать. И помогай вам Бог в трудах ваших. Михаил.
 Комментарий автора:
Вот опять, Миша, ты снова пытаешься кого то унизить: то что мне приходится констатировать, ты хочешь выставить ранимостью. Вот уж действительно "из одного источника течёт и сладкое и горькое". Но да ладно, тоже спасибо за общение. Помогай Господь и тебе. С уважением тоже Михаил.

ученик 2010-02-22 18:50:07
Миша, да успокойся ты уже... Не ищи в добре козни, а... подумай лучще, может и правда совет пригодится? А нет - и суда нет. Всего доброго, и успехов.
 Комментарий автора:
Просто, в дополнение к теме.
Был когда то со мною такой случай. Я, прочитав в Добротолюбии, как кто-то из святых говорил о 'преславном пресвятом преблагом' имени Христа, подумал, что это уже не искренне. Но отложив книгу, меня как будто кто-то сильно встряхнул. И я как бы рефлекторно себе ответил: а почему, впрочем, человек, отрекшийся от всего мирского, не может так говорить? Я снова взял книгу и прочёл то место и узнал через чёткое, по милости Божьей, откровение Святого Духа, какие это были слова!
И всё же, скажу, что святые тоже могут ошибаться. Например, когда я первый раз прочел Бытие о сотворении человека, у меня было впечатление как у св. Ефрема Сирина: проходят табуны животных и Адам дает им имена, и много других наивных образов. Но я тогда подумал, что сразу тут умом ничего не поймешь, и поверил в то, что всё это глубже мудрее и красивее.
Позже у меня была версия на как бы несоответствие 1ой и 2ой глав Бытие по Исааку Сирину. И здесь я это версией и оставил.
А вот, когда я просматривал толкование блж. Фиофилакта Болгарского о том, каким был сотворен Адам, так здесь уже он, толкуя Ап. Павла 1Кор15 (о теле душевном и теле духовном) прямо ссылается на Быт.2:7. И это расходится с пониманием «абсолютного» совершенства Адама. Но подтверждает моё понимание Ап.Павла и в общем.
А сейчас, с годами и духовным опытом, своё понимание о сотворении человека я выдал в интернет, полагая, что критерии толкования не ограничиваются безупречной (или признанной) святостью, но бывают в самом толковании - в самих предоставленных мыслях каждого имеющего откровение веры и Христа.
Р.S. Существование расхождений во взглядах на то, каким был Адам в раю, смертным или бессмертным (если бессмертным, то вкушал ли от древа жизни?.. тем более, если древо жизни символизирует и жизнь вечную и пребывание в Святом Духе) – считаю, что причина разногласий в широкой трактовке самой Библией символа «древо жизни». Можно обратить внимание, как некоторые, прочитав в притчах, что познание и мудрость – это древо жизни, на этом «воодушевились», забросили истинное учение, откровение Святого Духа, и навыдумывали своё. Здесь, наверное, стоит различать 1-путь и поведение, направленное к Богу (будущее – древо жизни), 2 - пребывание в Святом Духе (плоды освящения, духовного исцеления и преображения от древа жизни) и 3 – славное божественное духовное тело и пребывание в Вечности (вечная и совершенная жизнь).

читайте в разделе Теология обратите внимание

Дневник по книге пророка Исайи - Николай Погребняк
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Пророк Исайя отчаянно пытался передать свое ощущение постоянной близости Творца другим. Он хотел поделиться своей верой, наполнить ею сердца своих собратьев, чтобы они могли посмотреть на происходящее его глазами и увидеть духовные причины грядущего Ассирийского порабощения.

Брахманизм и Христианство часть 1 - Михаил Бузин

Где живет Бог. - Недзельский Виктор

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Публицистика :
Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский
Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности. В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм. \\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения. Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты. Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят. – Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу? - Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет. В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".

Поэзия :
Я к Тебе приближаюсь, встав на молитву - Оксана Куприянова

Публицистика :
Русь при Ярославе Мудром. О прошлом русских - Геннадий Гумилевский

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100